Деревообрабатывающие станки своими руками

Делаем вместе!

 

Мы расскажем Вам о том как своими руками, используя доступные инструменты и материалы, сделать относительно простые деревообрабатывающие станки и приспособления к ним, а также об основных операциях по технической обработке древесины.

В напутствие хотелось бы дать Вам несколько советов и пожеланий: встав на путь технического творчества, вооружитесь терпением и настойчивостью; соизмеряйте свои желания с имеющимися возможностями; пользуйтесь простыми техническими приемами, доступными инструментами и материалами; не опускайте руки при первых неудачах. Успех обязательно придет к вам!

Последние публикации на сайте

 

 

УХОД ЗА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ

Техническое обслуживание и ремонт электроустановок начинают, как правило, с электропроводок. Именно в них часто возникают неисправности, несвоевременное устранение ко орых приводит к более серьезным повреждениям, увеличению опасности пожара или поражения человека электрическим током. Обычно неполадки случаются изза ослабления контактных соединений. Ток, проходя через такой контакт, перегревает его и соединенные с ним провода. Появляется характерный запах горелой резины и поливинилхлорида. Для исправления нарушенного контакта соединение выполняют заново. Когда перестает работать двигатель, то опять же вначале проверяют цепь


Таблица 11


Пускозащитная аппаратура для трехфазных двигателей малой мощности серии 4А

Номиналь

Номи

Пусковой

Номиналь

Ток сраба

Номиналь

ная мощ

нальный

ток ЭД, А

ный ток

тывания

ный ток

ность ЭД,

ток ЭД, А


расщепи

расцеми

нагрева

кВт



теля авто

теля авто

тельного




мата

мата

элемента пускателя

0,55

1,33

6 00

2,5

27,5

1,6

0,75

1,70

9,35

4,0

44 0

2,0

1,10

2,50

13,75

5,0

54,0

2,5

1,50

3 30

21,40

6,4

70,5

4,0

2,20

4,70

30,60

10,0

110,0

5,0

его питания: наличие напряжения в сети, исправность предохранителей, штепсельных соединений, проводов и кабеля.


Однако двигатель может не работать не только изза электрической сеги, но и по другим причинам. Например, для асинхронных короткозамкнутых ЭД наиболее характерными являются те, которые связаны с перегревом его обмоток.


Так, если пуск такого ЭД производить более двухтрех раз подряд из холодного состояния и более одного раза из горячего, то большой пусковой ток может перегреть его обмотки до критического состояния. Подобная же неприятность ожидает и при длительной перегрузке электрической машины, а иногда даже при нормальной ее загрузке, что, например, имеет место, когда обмотка статора оказывается соединенной не треугольником, как требуется, а звездой. В этом случае двигатель, развивая нормальные обороты на холостом ходу, начинает останавливаться даже при небольшом увеличении нагрузки. В результате перегревается. То же происходит и при пониженном напряжении в сети: число оборотов ротора уменьшается, а потребляемый двигателем ток возрастает.


К значительному росту тока в обмотках двигателя обязательно ведет обрыв в одной из фаз. Повышение напряжения в сети; затвердевшая смазка и отсутствие ее; перекос вала или повышенное трение уплотнений о вал; поломка шарикоподшипника — все это тоже вызывает уменьшение частоты вращения ротора, а значит, и рост тока в статорных обмотках. Встречаются и другие неисправности асинхронных двигателей. Наиболее характерные проявления и их причины следующие.


При вращении ЭД гудит и греется — произошло межвитковое или короткое замыкание между двумя фазами. Пониженное сопротивление изоляции — отсыревание обмоток. Двигатель не развертывается, вибрирует, застревает при малых частотах вращения и гудит — обрыв в обмотке ротора (появление трещины в ее стержнях); перевернута обмотка статора. При включении асинхронного конденсаторного двигателя слышно гудение, ротор не вращается или вращается медленно — неисправна рабочая емкость.


Двигатель плохо работает или не работает совсем. Что делать?.. Неисправность неисправности рознь. Если одни из них можно устранить только в специализированном ремонтном предприятии, то с другими мастер в состоянии справиться самостоятельно или вообще не допустить их.


Скажем, при перегреве двигателя надо просто вовремя это заметить и отключить его от сети, либо значительно снизить нагрузку на машину. Или, например, зная, что конденсаторный ЭД на холостом ходу и под большой нагрузкой сильно нагревается, надо добиваться оптимального режима его работы, включать только на время, необходимое для выполнения той или иной операции на станке.


Многие неисправности двигателя обнаруживают омметром. Для этого поочередно измеряют сопротивление между зажимами обмоток статора. В случае обрыва цепи прибор покажет бесконечность. Иногда цепь питания перегревается изза плохой'пайки подводящего провода к концу или началу статорной обмотки. Достаточно восстановить эту пайку, и двигатель не потребуется отправлять в ремонт.


Как уже отмечалось, бывают случаи, когда двигатель плохо работает изза того, что одна из статорных обмоток «перевернута», т. е. конец и начало фазы поменялись местами. Обычно это случается у двигателей с шестью выводами обмотки при утере части бирок, обозначающих начала и концы фаз, или неправильной маркировке фаз. Все расставить по своим местам можно тоже не прибегая к услугам специалистов.


Вначале определяют принадлежность проводов к отдельным фазам статорной обмотки. Делают это обычно с помощью омметра или аккумулятора (сухого элемента) и лампочки на соответствующее напряжение. Найденные начала и концы обмоток произвольно маркируют. Одну из фаз принимают за первую и навешивают на нее временные бирки с цифрами 1 и 4. Такие же бирки прикрепляют к выводам второй фазы с цифрами 2 и 5 и третьей — 3 и 6. Следующим и основным этапом является определение начала и конца каждой обмотки. Для этого существуют тоже разные приемы. Расскажем о нескольких с тем, чтобы при необходимости ктото мог воспользоваться одним из них.


корпуса помощью0


1. Источник постоянного тока 2–6 В подключают к выводам первой фазы (рис. 68 а) плюсом к началу фазы, а минусом к концу. К выводам других фаз поочередно присоединяют вольтметр постоянного тока. При замыкании ключа в первой обмотке возникает ток, который индуцирует ЭДС во второй фазе определенного направления: Н соответствует минусу, а К плюсу. При выключении питания ток, исчезая, так же индуцирует ЭДС, но уже обратного направления: Н соответствует плюсу, а К минусу. В соответствии с такими показаниями прибора на концы обмоток и навешивают нужные бирки.


2. Две произвольные фазы соединяют между собой последовательно и подключают концы к сети переменного тока на пониженное напряжение (рис. 68 б). При отсутствии такого источника питания последовательно с обмотками подсоединяют реостат или обычную лампу накаливания. К третьей фазе подключают вольтметр переменного тока или лампу, фиксирующие наличие в ней напряжения. Переключением выводов второй фазы к концу первой подбирают такое соединение, при котором прибор (лампа) показывает отсутствие напряжения в третьей фазе. Это будет свидетельствовать о том, что соединены концы фаз. При соединении двух фаз разноименными выводами (конца с началом) прибор покажет наличие напряжения в третьей фазе. Присоединяя к первой фазе третью, а прибор ко второй, аналогичным образом маркируют третью фазу.


3. Этим способом фазируют трехфазный ЭД, включенный в однофазную сеть с конденсатором. Для этого соединяют все начала обмоток согласно ранее присоединенным биркам в одну точку по схеме звезда и включают ЭД в сеть. Если он без сильного гудения сразу наберет номинальную частоту вращения, то это будет означать, что в общую точку попали все начала или все концы обмоток. Если же ЭД гудит и ротор не может набрать нужную частоту вращения, то надо экспериментировать. Вначале можно поменять местами выводы С1 и С4 Если это делу не поможет, то следует вернуть указанные выводы в первоначальное положение, а поменять местами выводы С2 и С5, а потом — СЗ и С6, пока двигатель не заработает нормально.


Специфические неисправности встречаются у коллекторных двигателей. Они чаще всего связаны с их щетками и коллекторами. Сильное искрение щеток указывает, например, на их неправильную установку, плохую пришлифовку по месту, слабое прилегание к коллектору. Такое же явление наблюдается при слишком твердых щетках или, наоборот, очень мягких. Изза этого происходит обгорание поверхности коллектора. Коллектору свойственны и другие изъяны: выступание изоляции между его пластинами в результате сильного износа последних; замыкание между пластинами при появлении заусенцев на поверхности; случаются также замыкания внутри коллектора, прогорание изоляции и др.


Для исправной работы двигателя требуется своевременно принимать меры: убирать угольную пыль с коллектора, ликвидировать царапины и нагар на нем. Коллектор чистят и полируют мягкой стеклянной бумагой при работающем двигателе. Ее крепят к деревянной колодке с ручкой. Применять наждачную шкурку нельзя, поскольку она является проводящим материалом. В этом случае удобно воспользоваться и ластиком. Вначале бензином смывают грязь и масло с пластин коллектора и сушат его, затем прижимают к нему резинку, как электрощетку, и вращают ротор. Доведя поверхносгь до блеска, ее вновь протирают чистым бензином. Когда пластины изнашиваются быстрее, чем слюдяные прокладки между ними, коллектор протачивают на токарном станке, а затем специальным скребком удаляют слюду


на глубину 1–2 мм, шабером срезают острые края пластин и в заключение полируют коллектор.


Что касается щеток, то считается, что в нормальном состоянии они не искрят. При срабатыва ии больше положенного их заменяют'новьми, соотве с у он ими типу двигаг°ля или, в кра нем случае, изготавлр вают самостоя rej ь о из различных заготовок. Новые щет^и пришлифовь вают к коллектору с помощью стеклянной бумаги, подложенной рабочей стороной к щеткам. Пару слов о самодельных щетках. Их можно вырезать из больших щеток, дорабатывая до размеров «родных», или даже исгользовать угольные стержни, извлеченные из старых гальванических элементов. Круглому стержню придают прямоугольное сечение; сверлят на одном конце отверстие диаметром 1,0–1,5 мм, пропускают в него многожильный медный провод и скручивают его. В заключение отрезают от стержня щетку нужной длины.


У любого двигателя при длительном нахождении на открытом воздухе отсыревают обмотки. Особенно это имеет место на садовых участках, когда деревообрабатывающие станки всю зиму находятся в бездействии. Даже в городе электрифицированный инструмент часто содержат на башонах, лоджиях, в гаражах, где условия хранения далеки от нормальных. Поэтому двигатели с отсыревшей обмоткой, как правило, при первом же включении выходят из строя. Чтобы уберечься от таких неприятнестей, нужно предварителько проверять сопротивление изоляции обмоток. Оно считается нормальным при величиче 0,5 Мам и выше. В противном случае двигатель сушат инфракрасными лампа ии или поступают проще — помещают его в такое место на такое время, пока сопротивление изоляции не достигнет указанного выше параметра Но лучше всего, конечно, хранить станок или хотя бы один его двигатель в отапливаемом помещении при температуре не ниже 1°С и не выше 40 °С с относительной влажностью воздуха не более 80 %.


При эксплуатации любого двигателя случаются неисправности и механического порядка. Он иногда плохо работает из за того, что перетянут приводной ремень; слишком большая подача обрабатываемой заготовки; затупился рабочий инструмент; загрязнилась или отсут


ствует смазка в подшипниках. Повышенная вибрация ЭД наблюдается при недостаточной жесткости его крепления на основании, неровном, вытянутом ремне, большой осевой «игре» ротора, а его пуск, сопровождаемый сильным шумом, нередко объясняется попаданием посторонних предметов под кожух вентилятора или погнутостью его крыльчатки.


Довольно частыми причинами неисправностей электрооборудования являются подшипники качения. Об этом требуется всегда помнить и постоянно их проверять. Подшипники контролируют внешним осмотром — по нагреву, шуму и вибрации. Повышенный нагрев их может быть вызван загрязнением, избытком или отсутствием смазки, задеванием вращающихся частей о неподвижные, чрезмерным износом и разрушением. Температура подшипников качения, как правило, не должна превышать 100°С и подниматься выше 30°С по сравнению с температурой окружающей среды. Ее чаще всего проверяют дотрагиваясь рукой до поверхности щита ЭД вблизи подшипников.


При известном навыке состояние подшипников можно определить с помощью отвертки с пластмассовой ручкой. Лезвие ее прикладывают возможно ближе к месту установки подшипника, а ручку — к уху. В исправном подшипнике слышится легкий равномерный шелест или тонкое жужжание. Свист или резкий звук происходит при отсутствии смазки или защемлении тел качения. Гремящий шум (частые звонкие стуки) указывает на появление язвин на рабочих поверхностях или попадание в подшипник абразивной пыли. Глухие удары появляются при ослаблении посадки подшипника.


Выброс смазки из подшипника происходит от ее избытка или изза износа уплотнений. Применяют жидкие смазочные масла и пластичные смазки. Последние в бытовых условиях предпочтительнее. Они хорошо удерживаются в подшипнике, заполняя зазоры в уплотнениях, надежно предохраняют его от грязи и влаги. В качестве такой смазки рекомендуется применять смазку «ЦИАТИМ» с индексами 202, 203 и 221. Ее заменяют обычно раз в год так, чтобы она заполняла 2/3 объема подшипника. Если подшипник качения вышел из строя или загрязнился, его требуется демонтировать. Такая работа вполне по силам любому домашнему мастеру.


Возьмем, к примеру, асинхронный двигатель. Сначала с его вала с помощью винтового съемника или, в крайнем случае, молотка и мягких прокладок осторожно снимают шкив. Отворачивают болты, крепящие кожух вентилятора, и снимают кожух. Отвернув стопорный винт, с помощью указанных приспособлений извлекают вентилятор. Таким же порядком демонтируют подшипниковые щиты. Чтобы не повредить обмотки, в воздушный зазор между статором и ротором рекомендуется поместить картонную прокладку; на нее опустить ротор, а потом извлечь его наружу.


О том, как поставить подшипник качения на вал и снять с вала, мы уже рассказывали, когда речь шла о монтаже ножевого барабана. В таком же порядке проделывают эту работу при ремонте двигателя.


Завершив ее, двигатель собирают в обратном порядке, с соблюдением всех мер предосторожности. Затем ротор ЭД проворачивают рукой, добиваясь легкого вращения. Иногда требуется подтянуть крепящие гайки и болты с тем, чтобы устранить перекос подшипниковых щитов. В заключение ЭД устанавливают на место, подключают к сети и проверяют работу вхолостую и под нагрузкой.


Несколько слов о техническом обслуживании пускозащитных аппаратов. Их положено периодически осматривать, особенно после срабатывания. При этом проверяют затяжку винтов, целостность пружин, состояние магнитных систем, контактов, уплотнений кожухов, в которых смонтированы аппараты и др. При необходимости принимают нужные меры.


Оглавление Назад Вперед

 

 

Правообладатели статей являются их правообладателями. Вся информация получена из открытых источников.

 

 

 

 

Hosted by uCoz